Тополиные почки содержат смолы, соки и прочие органические вещества способные вступать в реакции с лаком и краской. При этом они плотно прилипают к поверхности, обеспечивая долговременное воздействие. Даже после их устранения с кузова автомобиля, остаются стойкие следы, которые рекомендуется своевременно удалять, в ином случае можно безвозвратно повредить лакокрасочное покрытие кузова.
Химические вещества растительного происхождения
Почки тополя содержат смолу, которая обеспечивает хорошее прилипание к поверхности. Кроме того, в состав сока входят многочисленные эфирные масла, которые тут играют роль растворителя, особенно в сочетании с действием соединений глюкозы. Последние быстро разлагаются на воздухе, могут образовывать органические кислоты. Отдельную угрозу составляют флавоноиды – красящие пигменты натурального происхождения.
Весь этот набор химреактивов способен нанести краске быстрый и существенный урон. Лаковая защита разлагается, становится мутной на вид, сквозь неё до слоя краски проникают красящие пигменты и активные вещества. Образуется пятно, которое ничем не удалить, кроме дорогостоящих малярных способов.
Состав выделений от почек липы по воздействию на краску примерно аналогичен, но содержит больше смолы и жирных кислот. Принципиальных отличий по вредности нет. После долгого контакта удалить последствия очень сложно.
Опасность для ЛКП
После попадания на краску почки надёжно прилипают и начинают своё химическое действие. Защита слоями краски и лака против них бессильна в том смысле, что нанести вред металлу они не смогут, но ЛКП выполняет и декоративную роль.
Довольно быстро появится мутное тёмное пятно, опасность которого заключается в том, что оно не находится на поверхности, а является модификацией ЛКП. То есть удалить его можно лишь вместе с повреждённым слоем. Глубина его зависит от времени выдержки вещества на поверхности.
Степень заметности пятен зависит от исходного цвета автомобиля. На светлых покрытиях эффект такого точечного окрашивания гораздо заметнее, чем на тёмных, но на последних больше сказывается искажение глянца ЛКП.
Подготовка к удалению следов
Нельзя надеяться на ликвидацию последствий путём типовой мойки автомобиля, это не помогает. Тем более нельзя оставлять всё до момента сезонной обработки ЛКП с удалением царапин, полировкой и другими мероприятиями. Приступать к действию надо немедленно и всеми возможными способами.
Подготовительные операции сводятся к тщательной мойке и сушке кузова. Последнее обязательно, поскольку вода будет работать как растворитель активного моющего вещества, что естественным образом снизит эффективность. Кроме того, надо избавиться от мельчайших абразивных включений, которые оставят царапины и помутнение.
Использование очистителей
Для борьбы со смолами и жирными кислотами в состав чистящего препарата должны входить растворители. Но далеко не любые, нужны именно те, которые не нанесут вреда ЛКП. Таковых на самом деле не существует, вопрос лишь во времени реакции. То есть до момента удаления смолы и промывки растворители не поработают по лаку.
Наиболее эффективное средство – обычный этиловый спирт. Он достаточно инертен к лаку и краске, при этом быстро растворяет смолу и всё прочее. Остаётся лишь смыть состав и просушить поверхность. Этим можно и ограничиться, но существуют и специализированные продукты более сложного состава, работающие как минимум не хуже. В них могут входить:
- спирты различного происхождения, не обязательно этиловый;
- нефтепродукты, работающие аналогично, но повышающие скорость смыва;
- поверхностно-активные вещества.
Типичный пример – всевозможные очистители битумных пятен. Битум — это та же смола, но нефтяного происхождения, поэтому они помогут и от растительных загрязнений. Есть и совсем специализированные средства, на этикетке которых указаны тополиные и прочие угрозы.
Работа всех составов более эффективна при повышении температуры. Во-первых, за счёт ускорения реакций, во-вторых – размягчения загрязнений. Летом обогрев особого смысла не имеет, а вот при похолодании можно использовать фен в самом мягком режиме нагрева. В любом случае надо давать время на реакцию 1-2 минуты, предварительно удалив смоченные крупные загрязнения ветошью.
Профилактика
Чтобы избежать затратной по времени процедуры удаления пятен, не всегда приносящей идеальный результат, лучше позаботиться о сохранности кузова заранее. Не оставлять машину под такого рода деревьями, использовать чехлы и защитные полироли. После стоянки внимательно осматривать машину, имея под рукой салфетки со спиртом для быстрой ликвидации попавших на неё почек и смол.
Понятно, что полностью защитить от воздействия растений кузов получится только при помощи гаража, крытого машиноместа или плотного чехла с каркасом. Но это не добавляет комфорта в пользовании автомобилем и не всегда возможно в принципе.
При регулярной эксплуатации вполне эффективны методы борьбы с последствиями уже свершившегося факта атаки деревьев на ЛКП, то есть быстрое устранение налипших загрязнений и обработка автохимией, в роли которой при оперативном обнаружении могут выступить вполне бытовые и недорогие вещества.
Промедление же заставит заниматься более серьёзным ремонтом, вплоть до глубокой полировки или перекрашивания кузова.