Двигатель внутреннего сгорания поршневого типа работать без постоянного поступления жидкой смазки, то есть моторного масла, не может. Скорость его выхода из строя в такой ситуации зависит лишь от нагрузки, но в любом случае время жизни измеряется минутами, а не десятками километров. Поэтому за состоянием системы смазки следят электронные датчики и индикаторы. Но принятие решений здесь возлагается на водителя, который в силу привычной надёжности современных моторов и отстранённости от техники может неверно отреагировать на опасность.
Какие индикаторы показывают уровень масла?
На старых машинах индикация была в некотором отношении более продвинутой. Часто до водителя доводили информацию о давлении и температуре масла на стрелочных указателях, иногда вполне точных и поверенных метрологически. Аварийные режимы дублировались красными зонами шкал и световой индикацией. Не было разве что датчиков уровня масла в картере.
Сейчас стрелки повсеместно убрали, оставив их только спецтранспорту и автоспорту, но ввели двухуровневый контроль за наличием должного количества масла – красной и жёлтой лампочками. Разумеется, красный индикатор отвечает и за критическое падение давления в системе.
Что означает жёлтый сигнал уровня масла?
На всех машинах имеется некоторый запас по уровню. Если он снизился ненамного, и ехать ещё можно, то высвечивается светодиод с жёлтой пиктограммой. Это говорит о небольшом недостатке масла, следует долить некоторое количество. Но работоспособность мотора пока гарантируется.
Красный индикатор критического падения уровня
Гораздо хуже ситуация с красной лампочкой (или светодиодом, разница чисто схемотехническая). Уровень упал ниже допустимой нормы, возможно попадание воздуха в систему, аварийное снижение давления, задиры деталей и гибель мотора. До восполнения содержимого картера не то что ехать – даже работать на холостых для двигателя недопустимо.
На разных машинах режимы работы системы аварийной индикации различаются.
Например, для погашения лампочки придётся не просто долить масло до уровня по щупу, но и подождать окончания цикла контроля, а он может быть связан с определённым пробегом и температурой двигателя.
То есть сразу лампа не погаснет, и это нормально. Хотя есть и довольно сложная процедура принудительного сброса.
Что такое давление в системе смазки?
Без давления маслонасоса плёнка жидкостного скольжения между деталями держаться не будет. Наступит полусухое трение, локальный перегрев, задиры и заклинивание. Поэтому давление в магистрали после насоса должно всегда находиться в заданных пределах, за чем и следит датчик, связанный с контрольной лампой.
Мигание лампочки давления
Если контрольная лампочка давления красного цвета начинает подмигивать – это может означать либо периодическое пропадание напора, либо заложенный режим индикации низкого значения. Оба случая предупреждают о возможности аварийного падения контролируемого параметра, которое пока не наступило, но что-то уже не в порядке. Надо остановиться и разобраться в причинах. Но мгновенно глушить двигатель пока необходимости нет.
Что означает горящий индикатор низкого давления масла?
Если лампа загорелась постоянно, то остаётся один шанс на продолжение движения к месту ремонта. Заключается он в горении индикатора только на холостых оборотах, но стоит их увеличить – лампа гаснет. Причин такого поведения множество:
- падение вязкости масла из-за деградации или изначального несоответствия свойств;
- износ двигателя;
- поломки, в том числе и в узле маслонасоса;
- проблемы с масляным фильтром и редукционным клапаном;
- засоры в магистралях;
- ошибки системы контроля давления;
- падение уровня, завоздушивание, присутствие посторонних включений в масле.
В некоторых случаях помогает замена масла и фильтра, от всего остального спасает только диагностика и ремонт.
В каких случаях движение категорически исключается?
Если после долива масла и проверки его свойств лампа давления продолжает стабильно гореть – двигатель придётся заглушить и отправить в ремонт. Дальнейшая работа приведёт к катастрофическим разрушениям, скорее всего мотор придётся менять в сборе. В любом случае решение должен принимать квалифицированный специалист или сам владелец, если он уверен в своих знаниях и диагностических способностях.
Внезапное срабатывание каких-либо индикаторов, связанных с моторным маслом, в общем случае маловероятно. Двигатель редко ломается неожиданно и кардинально, чаще наблюдается постепенный износ, который будет вовремя замечен, если внимательно проводить текущие операции технического обслуживания.
В частности, будут отмечены шум, дымление и повышенный расход масла. После этого зажигание контрольных ламп уже не станет неожиданностью, а принятие решения о продолжении поездки не составит трудностей.