Эффект запотевания стекол проявляется даже при небольшом снижении температуры забортного воздуха. А зимой это сопровождается еще и обмерзанием, что потребует дополнительных затрат времени на восстановление видимости. Причины достаточно простые, их понимание не составит проблемы, как и устранение источников посторонней влаги на стеклах салона.
Физика явления
Понятие точки росы изучается в школе. При понижении температуры и неизменном количестве водяных паров относительная влажность растет и достигает ста процентов. После чего вода начинает выпадать в виде мелких капелек (росы).
В автомобиле это происходит там, где температура быстрее всего понижается, то есть именно на стеклах. У них неплохая теплопроводность, а значит, конденсация начнется изначально на них. Эти мелкие капли искажают видимость, поскольку преломление лучей света многократно изменяется, картинка мутнеет и расплывается.
По мере накопления воды капли начинают соединяться, по стеклу сбегают ручейки воды. Это неоднократно наблюдал каждый. Данный эффект можно даже использовать в качестве одного из вариантов восстановления видимости, естественно, приняв определенные меры.
Чем опасно появление лишней влаги
В первую очередь, запотевание ограничивает видимость водителю. Понятно, какие последствия это может повлечь. Но даже если отрешиться от данной потенциально аварийной ситуации, например, автомобиль никуда не собирается ехать, повышенная влажность в салоне ни к чему хорошему не приведет.
Вода инициализирует сразу два процесса – рост бактерий и коррозию металлических деталей. Первое гарантирует затхлый запах в салоне, с которым очень трудно бороться. Он порождается жизнедеятельностью большого количества микробов в самых труднодоступных местах. Они поражают материалы отделки и обивки. Кто имел дело с так называемыми «утопленниками», то есть машинами, попавшими под наводнение или упавшими в водоемы, знает, сколько труда и средств может отнять сырость внутри кузова.
Коррозия – вторая беда, которая рано или поздно приводит автомобиль к тотальному списанию. Не стоит её ускорять гниением кузова изнутри. А вода очень этому способствует. Начавшийся процесс в скрытых полостях остановить уже невозможно, ржавчина служит сама себе катализатором реакции окисления. В том числе и на электропроводке.
Основные причины
Источники влаги в воздухе могут быть естественного происхождения и возникшие по причине неисправности или невнимания к состоянию машины. К последнему относятся и процедуры ежедневного ухода.
Результат всегда один, хотя причины разные:
- Выделение влаги пассажирами при задействовании режима внутренней вентиляции, человек дышит или потеет, воде просто некуда деваться, влажность салонного воздуха растет, особенно если пассажиров много.
- Попадание воды извне различными путями, например, с обувью, мокрой одеждой или через систему вентиляции, куда может попадать вода или тающий снег.
- Близкая к ста процентам влажность забортного воздуха, особенно, при высокой температуре, когда каждый кубометр может содержать немало водяных паров.
- Утечки охлаждающей жидкости из отопителя: антифриз состоит из воды более чем наполовину.
- Последствия неаккуратной мойки автомобиля, тем более непосредственно салона.
Особо выделяется случай содержания в салоне паров спирта, неважно какого именно происхождения, но он интенсивно реагирует с водой на физическом уровне и вызывает ускоренное выпадение росы на стеклах, что хорошо известно инспекторам дорожной службы.
Способы борьбы с запотеванием
Помимо очевидных случаев устранения источника воды и просушки салона, очень эффективно сработает включение кондиционера. Его принцип работы подразумевает интенсивное выделение влаги из воздуха в области салонного радиатора-испарителя. Это распространенный случай пользования кондиционером в автомобиле, когда далеко не жарко.
Если нет времени на борьбу с явлением, то можно попытаться снизить его вред. Стекла надо изнутри обработать водоотталкивающим составом или оклеить соответствующей пленкой. Вода будет выделяться, но не сможет смачивать поверхность, и капли скатятся вниз.
Хорошо помогают электрообогревы стекол и дополнительные тепловентиляторы. Они сработают быстрее, чем штатный отопитель.
Существуют и народные методы защиты стекол, разной степени эффективности. Лобовое изнутри натирают газетами, мылом, раствором глицерина в спирте. Даже табаком. Есть простор для экспериментов.
Меры профилактики
Если позаботиться о проблеме заранее, то бороться с ней не придется. Салон надо заблаговременно и тщательно высушить горячим воздухом. Стекло обработать составом из арсенала добротной автохимии в виде спрея или салфеток. Поддерживать в чистоте и порядке систему вентиляции и особенно салонный фильтр.
Надо помнить, что вода в автомобиль сама не попадает. Её заносят люди, не стряхивающие снег с обуви и пренебрегающие вентиляцией, особенно перед постановкой машины на стоянку с еще теплым салоном. Его надо обдуть холодным воздухом. А если вода на полу салона становится неизбежностью, то можно использовать любой микропористый материал, от старых газет до специализированных пакетов с силикагелем.
Игнорировать такую с виду небольшую проблему крайне нежелательно. Даже если выяснится, что автомобиль совершенно исправен, помочь ему с исправлением микроклимата в салоне необходимо как можно скорее. Опытные водители делают это не задумываясь, поскольку им все известно о причинах и последствиях. А несложные меры давно стали составной частью повседневной эксплуатации.