Автосервис » Блог » Почему туго включаются передачи: причины и что делать

Почему туго включаются передачи: причины и что делать

Механическая коробка передач (МКПП) на современном автомобиле – это практически идеально выверенный механизм, прошедший многолетнюю эволюцию. Никаких затруднений при переключении тут быть не должно, давно закончились времена, когда управление коробкой требовало особого мастерства от водителя и тренированных приёмов двойного выжима с подбором оборотов в паузе.

Такое сейчас пригодится только в автоспорте и при очень быстрой езде на пределе возможностей автомобиля. Поэтому проблемы с выбором передачи в штатном гражданском режиме езды однозначно говорят о неисправности.

Затруднённое переключение при выключенном двигателе

  • Когда мотор не работает, помех с его стороны для входа шестерён в зацепление не существует.
  • Никаких попаданий «зуб на зуб» быть тоже не может, для этого в конструкции МКПП приняты меры.
  • Поэтому большие усилия на рычаге связаны обычно с нарушениями в механизме выбора передачи.

Он достаточно сложен, износ и нарушение регулировок могут проявиться в разных его участках:

  • кулисный механизм рычага;
  • тросики, если на данном автомобиле используется тросовый привод от рычага к вилкам штоков;
  • поломки пружин в механизме выбора передач внутри картера;
  • износ штоков КПП и вилок переключения;
  • сильная выработка муфт синхронизаторов;
  • поломки зубьев муфт и шестерён.

Как правило, данные неисправности не перестают проявляться и после запуска двигателя, а также в движении. Затруднения случаются на одной передаче или на всех.

Проблемы с включением, мотор запущен

Те же вопросы к коробке могут появляться только после запуска двигателя. Дополнительные условия связаны с тем, что перед переключением потребуется выжать сцепление, то есть разобщить маховик мотора с первичным валом коробки. Именно неполадки со сцеплением и стали самой частой причиной трудностей включения передачи. Особенно первой, когда автомобиль неподвижен.

Вторичный вал коробки перед троганием с места неподвижен. Первичный же вращается из-за неполного выключения неисправного сцепления. Несовпадение скорости входящих в зацепление шестерён проявится или в виде скрежета при попытке задействовать задний ход, где обычно нет синхронизатора, или повышенным сопротивлением на рычаге в положении передней передачи. Синхронизатор будет пытаться уравнять скорости и мешать включению.

Зависимость чёткости переключения от температуры агрегата

Мешать работе может как слишком густое, холодное, так и перегретое жидкое масло. В первом случае эффект будет тот же, как при недовыжатом сцеплении, а во втором – нарушится работа синхронизатора, как узла со строго нормированным трением.

Дополнительной проблемой станут частично изношенные детали, сохраняющие работоспособность за счёт обильной смазки. Изменение вязкости нарушит согласование муфт и шестерён, повлияет на чёткость перемещения.

Свойства масел, влияющие на включение передачи

МКПП ошибочно считается простым агрегатом, нетребовательным к свойствам масла. На самом деле в ней должна использоваться строго жидкость класса GL-4. Некоторые агрегаты допускают работу с продуктами типа ATF или GL-5, но это оговаривается в инструкциях. Пренебрежение требованиями приводит к неправильной работе синхронизаторов и проблемам с включением передачи.

Порядок диагностики и объёмы ремонта

В первую очередь проверяется лёгкость перемещения рычага с выключенным двигателем. При затруднениях необходимо проверить регулировку кулисы и тросового привода, коррозию и износ деталей, наличие люфтов. Если всё в норме, то МКПП придётся снять и разобрать для изучения состояния вилок, штоков, механизма выбора, синхронизаторов, шестерён и подшипников.

Если трудно включить первую или заднюю скорости при запущенном моторе, то диагностике подлежит сцепление. Регулируется и проверяется его привод, свободный ход, состояние выжимного подшипника. Если сцепление не полностью выжимается при исправном приводе и нормальном ходе вилки, его придётся заменить в сборе.

При проведении проверок надо выяснить, что за масло было залито и вовремя ли его заменяли. Возможно также ускоренное старение при попадании воды в картер, засорении продуктами износа. Уровень масла также должен быть в норме, что контролируется щупом или кромкой заливного отверстия.

Ремонт МКПП импортного производства целесообразен, если не изношены валы и зубчатые венцы. Прочие детали достаточно доступны. В противном случае есть смысл приобрести контрактную коробку.

toTop