Причины неисправностей
Естественный износ узлов и деталей ДВС
Каждый двигатель имеет свой срок службы. У старых моделей этот показатель мог достигать миллиона километров, у современных агрегатов он, как правило, значительно меньше. Сейчас двигатель с ресурсом в 250 000 км считается надёжным, хотя на рынке встречаются моторы, нуждающиеся в капитальном ремонте или замене уже после 100-130 тысяч км пробега. Это достаточно просто объяснить: современные двигатели генерируют больше мощности с каждого кубического сантиметра объёма, что достигается усложнением их конструкции. А чем сложнее конструкция, тем ниже её надёжность. К тому же современные производители не ставят перед собой задачу выпускать долговечные автомобили.
Решение
Единственным способом устранения естественного износа является замена повреждённых узлов и деталей. Всё, что в ваших силах — заранее ознакомиться с уязвимыми местами Вашего двигателя, вовремя проводить техническое обслуживание и, по достижении определённого пробега, выполнять плановый ремонт.
Обрыв ремня ГРМ
Несмотря на простоту, доступность и популярность ременного привода ГРМ, у него есть существенный минус: его износ может закончиться неожиданным обрывом. Это почти всегда влечёт за собой столкновение клапанов и поршней, движущихся с высокой скоростью. В результате клапаны деформируются, возможны повреждения поршней, распределительного вала, шатунов и ГБЦ. Ремонт двигателя в этом случае будет очень дорогим.
Конечно, разрыв может произойти и с цепным приводом, но ресурс цепи значительно выше, и её износ даёт о себе знать. Растяжение цепи влечёт за собой:
- нарушение фаз газораспределения,
- снижение мощности двигателя,
- появление сизого дыма из выхлопной трубы,
- повышенный расход топлива.
Эти признаки сложно не заметить. В отличии от цепи, изношенный ремень никак себя не проявляет вплоть до момента обрыва.
Решение
Необходимо использовать качественные ремни ГРМ и производить их замену строго в соответствии с регламентом. В целом лучше чаще менять недорогие ремни, чем реже — оригинальные.
Применение топлива низкого качества.
Дизельное топливо, не соответствующее стандартам, может включать в себя воду, керосин, сернистые соединения и взвешенные частицы. Топливные фильтры способны задержать твёрдые примеси, но остальные компоненты непременно проникнут в топливную систему и достигнут двигателя.
Эксплуатация автомобиля на загрязнённом топливе влечёт за собой накопление отложений, провоцирует коррозийные процессы и ускоряет изнашивание узлов. Первым под удар попадает датчик кислорода, за ним — резиновые элементы, турбокомпрессор, и в конечном итоге, все остальные детали.
Недостаточная очистка топлива от твёрдых примесей в первую очередь негативно сказывается на ТНВД, топливоприводе и форсунках.
Ещё одной проблемой может быть использование летнего топлива в зимний период. Летнее дизельное топливо не предназначено для эксплуатации при низких температурах. При охлаждении в нём начинается кристаллизация парафинов. Парафины засоряют топливные насосы и фильтры. Часто это приводит к тому, что двигатель не запускается. Некоторые владельцы пытаются решить эту проблему добавлением присадок. Несмотря на способность предотвращать образование парафиновых отложений, сами присадки также являются загрязнителями и вредят двигателю.
Решение
Необходимо использовать качественное топливо, соответствующее текущим температурным условиям. Применять надёжные топливные фильтры предварительной и тонкой очистки, а также их своевременная замена.
Масляное голодание
Недостаток масла, или масляное голодание означает недостаточное поступление смазочного материала к узлам и механизмам двигателя. Это придит к повышенному трению, которое вызывает перегрев и ускоренный износ деталей. Факторы, вызывающие дефицит масла, могут быть разные, но вот самые популярные:
- Снижение уровня масла из-за естественного расхода или утечки.
- Использование некачественного масла, либо масла, не соответствующего условиям эксплуатации.
- Неисправности масляного насоса или всей системы смазки двигателя.
При масляном голодании в первую очередь страдают поршневые кольца и цилиндры, затем распределительный и коленчатый валы. В критических случаях коленвал может заклинить, что повлечёт за собой необходимость крупного ремонта, когда придётся поменять практически всё.
Индикатор давления масла на приборной панели сигнализирует о проблеме, но полностью полагаться на него не следует. Он срабатывает, когда уровень масла уже критически низок. Кроме того, в некоторых ситуациях датчик может не срабатывать вовсе, даже если он технически исправен.
Решение
Необходимо применять только качественные масла и фильтры, своевременно менять масло и проводить комплексное обслуживание двигателя. Регулярно проверять уровень масла при помощи масляного щупа.